Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

CMI

Кто теперь едет работать в Россию




Мигрант с натуры

Кто теперь едет работать в Россию





https://www.kommersant.ru/doc/3379569?utm_source=kommersant&utm_medium=all&utm_campaign=weekly



Мигрантов стало меньше, но они чаще работают легально и реже жалуются на неприязнь местных жителей. Однако это еще не значит, что отношения российских граждан с мигрантами стали лучше: возможно, эти отношения просто перестают существовать — каждый живет в своей вселенной.

НАДЕЖДА ПЕТРОВА

Закон и порядок

Хотите, чтобы люди соблюдали законы,— сделайте так, чтобы их просто было соблюдать. Жителям РФ, правда, этот принцип может показаться атрибутом какого-то фантастического мира — того, где обитают маленькие принцы, или того, где боги запрещают верующим есть брокколи,— но, судя по данным обследований мигрантов, принцип этот иногда реализуется даже в российской практике.

Социологический опрос мигрантов из стран СНГ и Грузии, проведенный в феврале-марте 2017 года Центром этнополитических и региональных исследований для НИУ ВШЭ (выборка 8,7 тыс. человек, включая как временных трудовых мигрантов, так и иностранцев с разрешением на временное проживание или видом на жительство), показал, что

более 70% работающих в РФ мигрантов делают это на законных основаниях.

Напрямую сравнивать эти данные с данными предыдущего обследования, проводившегося в 2011 году, не рекомендуется — заместитель директора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко отмечает, что в этих двух обследованиях формулировки вопросов о легальности отличались и это могло повлиять на результат. Но разница все-таки существенная: раньше о своей легальности заявляли около 60% респондентов. И, кроме того, позитивный тренд подтверждается официальными данными.

«На 1 июня 2017 года на руках у трудовых мигрантов находилось 1,7 млн действительных разрешительных документов для работы (разрешений на работу или патентов), еще почти 1 млн имели право работать без таких документов (граждане стран ЕАЭС)», таким образом, возможность работать легально имели 64% мигрантов, въехавших в РФ с этой целью, указывали в совместной статье сотрудники Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян и Юлия Флоринская (см. «Мониторинг экономической ситуации в России» №12, 2017 год, ИЭП имени Гайдара, РАНХиГС, ВАВТ). Тогда как шесть лет назад, по словам Денисенко, ФМС оценивала долю легальной занятости примерно вполовину. И даже год назад ситуация была чуть хуже — на 3 п. п.

«В целом стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России в 2017 году проявилось отчетливо,— полагают Мкртчян и Флоринская.— По-видимому, мигранты понемногу адаптируются и к новым миграционным правилам, введенным в 2015 году (в частности, речь идет о замене разрешений на работу патентами для мигрантов из безвизовых стран), и к новой экономической реальности. Чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Но чаще всего игнорируют закон совершенно обычные граждане РФ: обследование показало, что наибольшая доля нелегальной занятости наблюдается среди трудовых мигрантов, работающих в домашних хозяйствах: 50% — это существенно больше, чем в торговле или строительстве (примерно по 30%).

Трудовые доходы

Наличие легального статуса в принципе связано с более высокими доходами, но, как отмечает Михаил Денисенко, «разница между заработками легальных и нелегальных мигрантов в целом оказалась небольшой». Имеющиеся различия связаны, по его мнению, «главным образом со сферами деятельности, в которых заняты мигранты, и сроками, в течение которых они осуществляют эту деятельность». На основании данных можно предположить, например, что «украинцы с этой точки зрения, вероятно, находятся в более выгодном положении, чем азербайджанцы, которые приезжают на короткие сроки и многие из которых заняты преимущественно в сфере торговли, вероятно на предприятиях своих земляков. Предприниматель не видит большой разницы при найме украинцев с разными миграционными статусами (законных и незаконных)».

Средняя заработная плата трудовых мигрантов в России в 2017 году
(тыс. руб.)








Страна происхождения



Правовой статус



Средняя зарплата
Азербайджан Легальный 35,9
Нелегальный 29, 9
Армения Легальный 31,1
Нелегальный 28,1
Белоруссия Легальный 41,1
Нелегальный -
Грузия Легальный 35,9
Нелегальный 33,5
Казахстан Легальный 31 6
Нелегальный 27,3
Киргизия Легальный 29,3
Нелегальный 27,2
Молдавия Легальный 35,3
Нелегальный 33,2
Таджикистан Легальный 27,9
Нелегальный 25,1
Узбекистан Легальный 29, 0
Нелегальный 27, 2
Украина Легальный 30,8
Нелегальный 30, 2
Все страны Все мигранты 30,1

Источник: НИУ ВШЭ.

Никуда не делась и привычка предпринимателей к сверхэксплуатации иностранных работников. Отношение их средней зарплаты к средней зарплате граждан России с 2011 года, правда, выросло довольно заметно — с 72,8% до 84% (в 2011 году мигранты получали в среднем 17,7 тыс. руб., россияне — 24,3 тыс., в 2017-м — 30,1 тыс. и 35,8 тыс. руб. соответственно),— но нагрузка осталась несоизмеримо выше. По данным опросов,

средняя продолжительность рабочей недели у иностранных работников составляет сейчас 59 часов (в 2011 году — 59,6) против 39,6 у граждан России (в 2011-м — 39,9).

Нанимателями иностранцев чаще всего являются малые и средние предприятия (в 2017 году 40,3% респондентов были заняты на предприятиях с численностью работников до 10 человек, еще 35,7% — на предприятиях с количеством занятых от 10 до 49). Работа, которую мигрантам доверяют, остается неквалифицированной, вне зависимости от их реальных навыков: 60% указывают, что у себя на родине работали по более высокой квалификации, и почти две трети всех мигрантов работают здесь неквалифицированными рабочими или в торговле.

Экономический кризис последних лет на отраслевом распределении сказался не очень заметно. Доля занятых в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовых изделий — главной сфере деятельности мигрантов символически сократилась (с 35% в выборке 2011 года до 33,6% в 2017-м), в коммунальных, социальных и персональных услугах — еще более символически выросла (с 13,1% в 2011-м до 13,9% в 2017-м).

Существенными можно, пожалуй, назвать изменения только в двух секторах. В строительстве, которое в целом чувствует себя неважно (падение доли с 23,1% в 2011-м до 16,4% в 2017-м). И в секторе домашних хозяйств, который по привлечению мигрантов (рост с 4,4% в 2011-м до 8% в 2017 году) вдруг обогнал гостиницы и рестораны (рост с 6,2% до 7,1%), а также транспорт и связь (падение с 8,4% до 7%). Последний факт, впрочем, вряд ли связан с каким-то особенным процветанием домашних хозяйств — скорее можно предположить, что среди мигрантов стало несколько больше женщин и больше людей старшего возраста (в том числе старше 50 лет), которые могут искать места нянечек, сиделок и т. п. А для нанимателя в таких случаях обычно рекомендации (да еще, возможно, «славянская внешность») важнее гражданства.






Точный ответ об изменении демографических характеристик трудовой миграции по данным обследований не дашь, но Денисенко допускает, что «сдвиг в пользу старших возрастов, вероятно, произошел в действительности: этому способствовали сокращение спроса на труд мигрантов и большой приток мигрантов разных возрастов, в том числе старших, с Украины». Кроме того, по его словам, «данные обследования, как и другие источники информации, показывают устойчивый рост доли женщин среди трудовых мигрантов. Меняется половая структура потока в первую очередь из Центральной Азии, а также из Закавказья (из других стран СНГ половая структура потоков была сбалансированной)».

CMI

Производственно-сбытовые цепочки и противодействе торговле людьми

На пути к созданию устойчивых и "этичных" производственно-сбытовых цепочек
http://www.osce.org/ru/magazine/306131

Сообщество безопасности, издание 4/2016
(AVD)

Знаете ли вы, что в изготовлении одного электронного устройства могут быть задействованы до 1000 поставщиков? На комплектующие изделия приходится около 70 процентов мировой торговли товарами, а в их изготовлении участвуют более 453 млн человек[1]. А теперь задумайтесь над тем, что, по данным Международной организации труда (МОТ), 90 процентов случаев принудительного труда относятся к сфере производственно-сбытовых цепочек. В условиях сегодняшней глобализированной экономики, в рамках которой производители используют материальные и трудовые ресурсы, разбросанные по всему миру, можете ли вы быть уверены, что устройства, которыми вы повседневно пользуетесь в быту, – ваш компьютер, телефон, телевизор, планшет, кухонная плита, стиральная машина или радиоприемник – не были изготовлены теми, кто является жертвой торговли людьми или подвергается эксплуатации?

Чем длинней та или иная производственно-сбытовая цепочка, зачастую представляющая собой многоуровневую систему взаимодействия подрядчиков, тем труднее гарантировать, что приобретаемые товары и услуги не произведены работниками, являющимися объектом торговли людьми. Кроме того, коррупция и управленческие изъяны служат "смазкой" для механизма торговли людьми и других форм эксплуатации. Международными нормами установлена обязанность как предприятий, так и правительств принимать комплексные меры к снижению риска торговли людьми и недопущению нарушений прав человека.

ОБСЕ выступает в роли политического лидера в деле предупреждения торговли людьми с целью эксплуатации их труда. В Декларации вильнюсской встречи Совета министров 2011 года содержится призыв к "государствам-участникам сотрудничать с бизнес-сообществом в целях применения принципов надлежащей осмотрительности и транспарентности при проведении оценки рисков эксплуатации и их устранении во всех звеньях производственно-сбытовой цепи". Принятое в 2013 году Дополнение к Плану действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми предусматривает политику "нулевой терпимости" и иные аналогичные нормы в сфере государственных закупок товаров и услуг.

В 2015 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию, призывающую государства-участники в нормативно-законодательном порядке требовать, чтобы все государственные контракты на закупку товаров и услуг заключались лишь с теми предприятиями, у которых имеется план мер по обеспечению неучастия их субподрядчиков и наемных работников в деятельности, представляющей собой торговлю людьми или способствующей ей.

На состоявшейся в 2016 году встрече Совета министров в Гамбурге министры иностранных дел стран ОБСЕ приняли решение о совершенствовании надлежащего управления и повышении взаимосвязанности, в котором они подчеркнули решимость государств – участников ОБСЕ бороться с торговлей людьми и эксплуатацией труда, особенно в сфере государственных закупок. Они поручили исполнительным структурам ОБСЕ "оказывать государствам-участникам поддержку в обмене примерами лучшей практики по повышению осведомленности о значении международно признанных трудовых, социальных и экологических стандартов и по совершенствованию надлежащего управления и повышению транспарентности в процессе государственных закупок".

Многосторонние инициативы

Вышеуказанные обязательства по линии ОБСЕ в сочетании с международными нормами, разрабатываемыми ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и МОТ, служат ориентиром для правительств, предпринимателей и работников в принятии мер по пресечению эксплуатации труда и торговли людьми. Зачастую такого рода меры носят добровольный характер. Предприниматели могут счесть целесообразным присоединиться к Глобальному договору ООН – инициативе, в рамках которой они соглашаются поддержать 10 принципов, касающихся прав человека, трудовых норм, экологии и борьбы с коррупцией. Они также могут опереться на принятые ООН Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, которые определяют роль как государства, так и бизнес-сообщества в защите прав человека трудящихся и устранении их нарушений. Сформулированная ООН цель 8.7 в области устойчивого развития дает установку на искоренение принудительного труда и прекращение практики современного рабства и торговли людьми.

Транснациональная корпорация "Юнилевер" с ее 172 000 работников и 76 000 подрядчиков (данные 2015 года) является хорошим примером компании, принявшей решительные меры с целью освободить свои производственно-сбытовые цепочки от эксплуатации труда и торговли людьми. Она была одной из первых, кто обязался соблюдать установленные ООН нормы и в рамках пилотного проекта стала применять Руководящие принципы основы для представления докладов Организации Объединенных Наций, которые служат предпринимателям подспорьем в представлении отчетов о выполнении ими мер противодействия торговле людьми.

Другим впечатляющим примером мер, осуществляемых бизнес-сообществом на добровольной основе, является Гражданская коалиция электронной промышленности – торговое объединение более 110 электронных компаний. Она приняла кодекс поведения, запрещающий использование торговли людьми и принудительного труда ее подрядчиками в более чем 120 странах.

Еще одной достойной внимания инициативой является обеспечение социально ответственного подхода силами трудящихся. В рамках базирующейся во Флориде (Соединенные Штаты Америки) Справедливой продовольственной программы Коалиции рабочих г. Иммокали труженики фермерских хозяйств поддерживают партнерские отношения с крупнейшими супермаркетами и сетевыми предприятиями быстрого питания в целях обеспечения "чистоты" их производственно-сбытовых цепочек. Эта программа была особо отмечена Рабочей группой ООН по вопросам предпринимательства и прав человека как перспективная модель.

В Германии правительство сотрудничает с деловым сообществом в рамках Партнерства по устойчивому текстильному производству – многосторонней инициативы в области текстильной и швейной промышленности. Предприятия розничной торговли, профсоюзы, гражданское общество и федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии способствуют улучшению социальных, экологических и экономических параметров функционирования всех звеньев производственно-сбытовой цепочки в текстильной отрасли посредством осуществления принятых на международном уровне руководящих принципов.

Правительства ряда стран воспользовались современными информационными технологиями для разработки инструментов, поддерживающих добровольное стремление бизнес-сообщества и потребителей при осуществлении покупок отдавать предпочтение таким вариантам, которые исключают приобретение продуктов принудительного труда. Правительство Германии создало портал, которым также можно пользоваться с помощью приложения для смартфона (www.siegelklarheit.de) и на котором представлена сопоставительная информация об экологической и социальной маркировке различных текстильных, бумажных и электробытовых изделий и компьютеров с разъяснением того, что в каждом случае означает такая маркировка и указанием занимаемого изделием места в рейтинговом списке. Министерство труда США разработало электронное приложение "Sweat & Toil", которое позволяет документировать случаи использования во всем мире принудительного труда, особенно детского (www.dol.gov/dol/apps/ilab.htm).

Подобного рода инициативы, хотя и обнадеживают, неизбежно имеют ряд недостатков. Во‑первых, сколь благими бы ни были намерения той или иной компании, те стандарты, которые она внедряет, могут реализовываться только при наличии у нее надлежащих механизмов их соблюдения и проверки. Во‑вторых, эксплуатация труда и торговля людьми должны быть искоренены повсеместно, а отдельно взятые компании, даже если прилагают максимальные усилия, могут добиться этого лишь в рамках собственных производственно-сбытовых цепочек.

Роль государства

Государства играют одну из ключевых ролей в предупреждении торговли людьми в сфере производственно-сбытовых цепочек. Они могут принимать и обеспечивать выполнение законодательства, защищающего работников и позволяющего компаниям, демонстрирующим ответственный подход, честно конкурировать на рынке в пределах правового поля. Без такого рода законодательного регулирования компании, принимающие меры к недопущению торговли людьми, зачастую оказываются в невыгодном положении по сравнению с компаниями, эксплуатирующими рабочих, что приводит к перекосам на рынке и подрывает честную конкуренцию.

Принятый Соединенным Королевством в 2015 году Закон о борьбе с современным рабством является хорошим примером нормативного акта, призванного противодействовать использованию принудительного труда и торговле людьми. Содержащееся в нем положение о прозрачности производственно-сбытовых цепочек требует от компаний с оборотом, превышающим определенный уровень, обнародовать заявление, в котором излагаются принятые ими меры по недопущению рабства и торговли людьми в их деятельности и производственно-сбытовых цепочках или четко указывается, что таких мер принято не было.

Другим шагом британского правительства с целью защитить трудящихся от эксплуатации стало создание в 2004 году Управления по лицензированию посредников (УЛП) по найму рабочей силы с целью регулирования и проверки деятельности кадровых агентств, работающих в сельскохозяйственном и садоводческом секторах. Это ведомство, недавно переименованное в Управление по лицензированию посредников по найму рабочей силы и противодействию нарушениям прав трудящихся (УЛПНП) и дополнительно наделенное полицейскими полномочиями, контролирует весь трудовой рынок Великобритании, расследуя случаи нелицензированной деятельности и сообщения об эксплуатации трудящихся, включая правонарушения, связанные с установленным в стране минимальным размером заработной платы, деятельностью кадровых агентств и торговлей людьми.

Государственные закупки

Правительства являются мощными экономическими игроками, расходующими значительную часть ВВП страны на государственные закупки товаров и услуг по договорам подряда, стоимость которых зачастую исчисляется миллионами. Используя рычаг своей закупочной политики с целью обеспечить соблюдение правил надлежащей проверки в их собственных производственно-сбытовых цепочках, они могут выполнять функцию действенного проводника перемен в борьбе с эксплуатацией и торговлей людьми. Ряд государств – участников ОБСЕ уже имеют в этом отношении многообещающие практические наработки.

Так, например, Соединенные Штаты ввели в действие меры, не позволяющие госзакупщикам приобретать изделия или услуги, произведенные теми, кто является объектом торговли людьми. Положение 2006 года о федеральных закупках требует включения во все договоры, заключаемые правительством, статьи, запрещающей торговлю людьми. В 2012 году президент Обама подписал распоряжение, запрещающее участие федеральных подрядчиков, субподрядчиков и их наемных работников в конкретных видах деятельности, связанных с торговлей людьми, и утверждающее новые меры по обеспечению соблюдения этих требований применительно к международным и внутренним договорам подряда.

Существенные шаги по обеспечению социально ответственного подхода к госзакупкам предприняла и Швеция. Шведские губернские советы разработали национальный кодекс поведения, основывающийся на 10 принципах Глобального договора ООН, а также процедуры мониторинга соблюдения договорных обязательств.

Одним из серьезных вызовов, с которыми сталкиваются правительства в управлении своими производственно-сбытовыми цепочками и осуществлении контроля над ними, является коррупция. По данным ОЭСР, от 20 до 25 процентов средств, расходуемых на государственные закупки, составляют коррупционные издержки. Бюро Координатора экономической и экологической деятельности (БКЭЭД) ОБСЕ поддержало инициативу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), направленную на усиление нормативных положений о госзакупках в странах Содружества Независимых Государств и Монголии. Эта инициатива помогла указанным странам усовершенствовать свое законодательство в области государственных закупок и привести его в соответствие с разработанным ЮНИСИТРАЛ Типовым законом о государственных закупках – трафаретным документом, помогающим правительствам государств в разработке или реформировании законодательства о госзакупках с учетом специфики их внутреннего рынка.

В июне 2016 года БКЭЭД издало Руководство ОБСЕ по борьбе с коррупцией. Эта публикация содержит информацию по широкому спектру справочных материалов и правовых инструментов, о последних законодательных и политических тенденциях, а также об актуальной практике предупреждения и пресечения коррупции. Кроме того, в Руководстве имеется специальная глава о госзакупках, в которой высвечены слабые места, подверженные коррупции, и предложены соответствующие превентивные механизмы. Также рассказывается об основных международных соглашениях и правовых документах, содержащих положения о процедурах, правилах и лучшей практике борьбы с коррупцией в системе госзакупок, и предлагаются меры по их осуществлению.

Бюро Специального представителя и координатора ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми (БСП/КБТЛ) недавно опубликовало результаты исследования на основе вопросника об осуществлении государствами-участниками обязательств по борьбе с торговлей людьми. Они показывают, что две трети государств-участников проводят политику, обязывающую кадровые агентства положить конец практике взимания сбора за трудоустройство и долговой кабалы. Некоторые из них придерживаются такого подхода к госзакупкам, который не позволяет им приобретать товары и услуги в случае, если высока вероятность того, что они произведены лицами, являющимися объектом торговли людьми.

В настоящее время БСП/КБТЛ осуществляет крупный внебюджетный проект по предупреждению торговли людьми в сфере производственно-сбытовых цепочек посредством внедрения соответствующих государственных практик и мер. Общей целью данного проекта является укрепление потенциала государств – участников ОБСЕ и предоставление в их распоряжение практических инструментов, типовых руководящих принципов и набора ресурсов, позволяющих им принимать меры к предупреждению торговли людьми в сфере производственно-сбытовых цепочек. В 2016 году были проведены рабочие совещания на эту тему в Берлине и Лондоне, а в нынешнем году такого рода мероприятия состоятся в Стокгольме, Женеве и Астане, причем последнее – в связи с Экспо–2017 и Второй подготовительной встречей Экономико-экологического форума ОБСЕ в июне. Надлежащее управление – ключ к недопущению того, чтобы товары и услуги, которыми мы все пользуемся, были продуктом непосильного труда тех, кто подвергается эксплуатации или является объектом торговли людьми.

Статья была подготовлена референтом Отдела связи и работы со СМИ Секретариата ОБСЕ Од Фельтц на основе информации, предоставленной старшим советником Бюро Специального представителя и координатора ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми Рут Фридом Пойман и экономическим советником Бюро Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ Рёлем Янсенсом.

Узнай больше

Публикации Бюро Специального представителя и координатора ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми:

Искоренение эксплуатации. Предотвращение участия бизнеса в торговле людьми: обязанности государства и частных предприятий Тематическая серия № 7, 2014 год) www.osce.org/secretariat/126305

Survey Report 2016 of Efforts to Implement OSCE Commitments and Recommended Actions to Combat Trafficking in Human Beings www.osce.org/secretariat/289951

Prevention of Trafficking for Labour Exploitation in Supply Chains (Conference Report, 2016) www.osce.org/secretariat/290106

CMI

Trafficking in Persons Report

Госдеп распределил страны в рейтинге торговли людьми

Россия и Китай попали в группу плохо ей противодействующих

27.06.2017 https://www.kommersant.ru/doc/3337290
Россия в очередной раз с 2013 года наряду с Белоруссией, Венесуэлой, Узбекистаном, Ираном и Сирией оказалась в группе стран, которые, по данным ежегодного доклада Госдепа Trafficking in Persons Report, не противодействуют торговле людьми. В 2016 году правительство продлило двустороннее соглашение, в рамках которого Северная Корея создает трудовые лагеря на российской территории. Также в список впервые попал Китай — второе по популярности направление северокорейских трудовых мигрантов.

Во вторник Госдеп США опубликовал ежегодный доклад по проблеме торговли людьми в мире, а также оценки того, как власти разных страны противодействуют такой торговле. Свои оценки Госдеп выносит исходя из того, насколько действия властей соответствуют принятому в 2000 году Закону о защите жертв торговли людьми (TVPA) с основными поправками, принятыми в 2008 и 2013 годах.

Ситуацию в странах мира Госдеп делит на три категории.

К первой (Tier 1 List) отнесены государства, полностью выполняющие требования TVPA, ко второй — страны, пытающиеся соответствовать этим условиям. Кроме того, во второй группе есть список стран, в отношении которых ведется особое наблюдение (Tier 2 Watch List) — это страны, власти которых не полностью выполняют минимальные стандарты TVPA, но «совершают значительные действия для того, чтобы им соответствовать». В данных странах количество людей, пострадавших от торговли, является существенным или существенно растет. Кроме того, власти этих государств, по мнению Госдепа, пока не могут представить достаточные доказательства борьбы с торговлей людьми по сравнению с предыдущим годом. К таким доказательствам относят более активное расследование случаев торговли, преследование и наказание работорговцев.

В третий список включены страны, в которых действия властей по противодействию торговле людьми полностью не соответствуют минимальным стандартам TVPA, при этом власти не совершают значительных усилий для того, чтобы изменить ситуацию. К таковым США причисляют принудительный труд, сексуальное рабство и насильственное привлечение несовершеннолетних к участию в боевых действиях.

До 2013 года Россия находилась в категории Tier 2 Watch List, однако в 2013 году была причислена к третьей группе стран. В этом году к ней присоединился и Китай. Говоря о Китае, Госдеп заявил, что власти этой страны не принимают решительных мер по устранению трудовых лагерей в ряде областей страны. Кроме того, правозащитные организации докладывают о насильственной эксплуатации в трудовых лагерях в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, несмотря на то что по заявлениям властей с этим явлением там было покончено.

Помимо Китая и России в списке стран третьей группы находятся: Белоруссия, ЦАР, Демократическая Республика Конго, Гвинея и Экваториальная Гвинея, Эритрея, Судан, Южный Судан, Иран, Сирия, Туркмения, Узбекистан и Венесуэла. В списке Tier 2 Watch List на данный момент помимо прочих находятся такие страны, как Алжир, Бангладеш, Гаити, Ирак, Пакистан, Кувейт, Куба, Сербия, Саудовская Аравия, Зимбабве, Молдавия, Венгрия и др. В списке стран второй группы есть такие страны, как Афганистан, Ангола, Аргентина, Азербайджан, Бразилия, Египет, Катар, Румыния, Ливан, Киргизия, Латвия, Эстония, Украина и др. В списке стран первой группы — Армения, Австралия, Багамские Острова, Бельгия, Канада, США, Германия, Франция, Литва, Великобритания, Израиль, Чили и др.

Говоря о России в нынешнем докладе, Госдеп сообщает, что российское правительство не выполняет минимальных стандартов борьбы против торговли людьми и не совершает значительных усилий, чтобы изменить ситуацию. Несмотря на отдельные позитивные моменты, как, например, упрощение системы выдачи разрешений на работу для граждан некоторых стран, департамент отметил расширение двусторонних соглашений с КНДР, в рамках которых власти Северной Кореи «управляли трудовыми лагерями на российской территории». В докладе утверждается, что около 20 тыс. северокорейских граждан работают в различных секторах российской экономики — преимущественно в добывающих отраслях и в строительстве на Дальнем Востоке.

О том, что Северная Корея ежегодно отправляет на заработки за границу от 50 тыс. до 80 тыс тысяч своих граждан, сообщалось неоднократно. В октябре 2015 года специальный докладчик ООН по соблюдению прав человека в КНДР Марзуки Дарусман заявил, что северокорейцы работают помимо России и Китая также в Нигерии, Алжире и в некоторых странах Европы, в том числе в Польше. Господин Дарусман уточнил, что эти люди получают на руки в месяц $120–150, а остальную часть их зарплаты работодатели платят северокорейским властям.

По мнению авторов доклада, российские власти «в дежурном порядке» задерживали и депортировали потенциальных жертв торговли людьми, не проверяя их на то, являлись они такими жертвами или нет. Правительство не предоставляет финансирование программам реабилитации жертв торговли, а несколько частных реабилитационных центров были вынуждены закрыться из-за отсутствия финансирования. Кроме того, в докладе говорится, что Россия является крупным перевалочным пунктом по транснациональной торговле людьми. В самой России «женщины и дети из Европы (в основном Украины и Молдавии), Азии (Вьетнам), Африки (в частности, Нигерии) и Центральной Азии часто становятся жертвами сексуального рабства. Насильственная проституция отмечена в борделях, гостиницах, саунах и других местах. Российские женщины также становятся объектами сексуального рабства не только в самой России, но и за ее пределами — в Северо-Восточной и Центральной Азии, Европе, США, на Ближнем Востоке».

Евгений Хвостик, Георгий Степанов

CMI

Госдума утвердила текст присяги при вступлении в гражданство

России присягнут на верность

Отдел «Политика»




В Госдуме во втором чтении одобрили проект закона, описывающего процедуру принесения присяги на верность России. Кроме этого закон санкционирует лишение гражданства осужденных за терроризм и экстремизм, а также возможность публичного отказа от имеющегося гражданства другого государства.

Проект закона одобрен нижней палатой российского парламента во втором чтении 404 голосами «за» при двух воздержавшихся. В нем окончательно одобрена формулировка текста присяги на верность России.

Первоначальный вариант был написан главой комитета Госдумы по законодательству Павлом Крашенинниковым. Одобренный депутатами вариант присяги был представлен 30 июня и утвержден комитетом Госдумы по госстроительству и законодательству 4 июля. Итоговый текст звучит следующим образом:

«Я, Ф.И.О., добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

Законопроект предполагает, что приносить присягу будут только иностранцы, которые желают получить российское гражданство. Уточняется также, что лица, получившие гражданство при рождении, эту присягу приносить не должны, — в том числе и при получении паспорта гражданина РФ в 14 лет.

Первоначально рассматриваемый законопроект инициировался для введения процедуры отзыва российского гражданства у лиц, осужденных по террористическим статьям Уголовного кодекса. Он был впервые внесен на рассмотрение в Госдуму в апреле 2017 года. Текст документа подготовили лидеры четырех думских фракций Владимир Васильев («Единая Россия»), Владимир Жириновский (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ) и Сергей Миронов («Справедливая Россия»), а также спикер Вячеслав Володин (ЕР).

По мнению авторов законодательной инициативы, их законопроект позволит реализовать дополнительные меры по защите российских граждан от терроризма. При этом оговаривается, что речь идет не об отзыве гражданства, полученного по праву рождения — это входит в противоречие с Конституцией. Действие закона будет распространяться только на людей, получивших гражданство РФ в зрелом возрасте.

Еще одна принципиальная поправка к закону касалась возможности отказа от гражданства другой страны. Гражданам иностранных государств, которые не могут получить необходимую для обращения за российским гражданством справку о выходе из гражданства другой страны, могут позволить публично отказаться от него.

Как ранее рассказал Крашенинников газете «Коммерсант», процедура публичного отречения от иностранного гражданства упростит процесс вступления в гражданство РФ для жителей других стран.

По словам депутата, есть страны, где сложно получить справку о выходе из гражданства. Например, Украина их просто перестала выдавать, добавил он.

Отсутствие этой справки, в свою очередь, затрудняет процесс выдачи российского гражданства.

Крашенинников рассказал, что процедура «публичного отречения от гражданства Украины» либо другой страны будет регулироваться тем же законопроектом, который позволит отменять решения о выдаче российского гражданства лицам, осужденным за терроризм.

На прошлой неделе думский комитет по законодательству рассмотрел очередные поправки к этому документу. В результате были внесены изменения, касающиеся порядка принесения присяги перед получением российского гражданства. Согласно поправкам, решение о предоставлении гражданства сможет принимать МВД, причем уже после принесения присяги.

Практику принесения присяги для иностранцев, вступающих в гражданство РФ, ранее предложил ввести президент России Владимир Путин.

«Когда человек вступает в гражданство нашей страны, то здесь можно было бы подумать и взять опыт некоторых зарубежных государств, когда есть клятва, присяга, другой торжественный акт, которым человек подтверждает свое намерение стать гражданином нашей страны, соблюдать ее законы, традиции, уважать эти традиции, историю и так далее. Я бы просил вас вместе с депутатами подумать и на эту тему», — заявил он на встрече со спикером нижней палаты Вячеславом Володиным в начале июня.

CMI

В России появится единый информационный ресурс с данными о населении


В России появится единый информационный ресурс с данными о населении



https://www.kommersant.ru/doc/3350551
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которым утвердил концепцию формирования и «дорожную карту» реализации единого федерального информационного ресурса со сведениями о населении России.

Цель формирования и ведения единого информресурса — создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их достоверность и непротиворечивость, говорится в справке к документу. Отмечается, что «федеральный ресурс о населении будет создаваться только на основании сведений других государственных и муниципальных информационных систем». Доступ к сведениям этого ресурса будет предоставляться гражданам через единый портал госуслуг. Эти сведения могут быть также использованы гражданами при обращении за госуслугами через единый портал госуслуг.

Напомним, в 2016 году Госдума приняла закон, предусматривающий создание федерального ресурса, в который планируется включить базовые сведения о человеке (Ф. И. О., дата и место рождения, для умершего — и дата смерти), основные идентификаторы из других ресурсов — ИНН, СНИЛС, номер паспорта и водительского удостоверения. В июне 2017 года стало известно, что создание реестра затягивается.

Подробнее о подготовке электронной базы граждан читайте в материале «Ъ» «ЗАГСам не подошла форма».

CMI

ЕК начнет расследование в отношении Венгрии, Польши и Чехии из-за отказа принимать мигрантов


ЕК начнет расследование в отношении Венгрии, Польши и Чехии из-за отказа принимать мигрантов

https://www.kommersant.ru/doc/3324148
https://www.kommersant.ru/doc/3324148

Европейская комиссия решила начать расследование отказа стран Восточной Европы принимать мигрантов по квотам ЕС. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источник. «Еврокомиссия приняла решение открыть процедуру по миграции против Венгрии, Польши и Чехии»,— сообщил он, отметив, что в ближайшее время об этом будет официально объявлено.

Напомним, Чехия Венгрия, Польша и Словакия выступают против выполнения миграционных квот. На прошлой неделе глава ЕК Жан-Клод Юнкер заявил о возможном введении санкций в отношении Чехии в случае отказа принять мигрантов на основании квот ЕС. Ранее министр внутренних дел страны Милан Хованец заявил о приостановке приема беженцев из Италии и Греции.

В общей сложностью Чехия приняла 12 мигрантов, вместо запланированных по квоте 1600. За каждого непринятого беженца в странах Евросоюза предусмотрен штраф в размере €250 тыс.

https://www.kommersant.ru/doc/3324148
CMI

ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ НЕДОПУЩЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ИНЦИДЕНТОВ

http://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it=%2FObshchiye+elementy+povedeniya.aspx

ВНИМАНИЮ РОСГРАЖДАН,
 НАПРАВЛЯЮЩИХСЯ В ЗАРУБЕЖНУЮ ПОЕЗДКУ

ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ГОСУДАРСТВ МИРА
 В ЦЕЛЯХ НЕДОПУЩЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ИНЦИДЕНТОВ

В любом государстве мира желательно:*

- проявлять дружелюбие к местному населению, считаться с его образом жизни;

- строго соблюдать законодательство страны пребывания, воздерживаться от сомнительных знакомств, избегать поездок по неблагополучным районам;

- быть терпеливым, не грубить, не унижать достоинства представителей местного населения;

- не махать на человека рукой, что во многих странах является демонстрацией пренебрежения или презрения;

- уважать обычаи и традиции, не проявлять высокомерия и пренебрежения к местной культуре, не допускать оскорбительных высказываний по отношению к руководителям страны, не вступать в конфликт с представителями правоохранительных органов;

- не использовать часто встречающиеся в голливудских фильмах оскорбительные жесты (вытянутый средний палец, поворот пальцем у виска и др.) и нецензурные выражения на английском языке, к тому же в агрессивной форме;

- не употреблять в разговоре как английскую, так и русскую ненормативную лексику и в целом оскорбления на любом языке;

- воздерживаться от нелицеприятных оценок манер поведения местных жителей и их языка и их языка или культурно-религиозных традиций;

- не критиковать местную (порой специфическую) кухню в присутствии местного населения;

- учитывать специфику чаевых в стране пребывания;

- не злоупотреблять алкоголем;

- соблюдать правила дорожного движения и быть вежливым за рулем;

- соблюдать правила гигиены при посещении бассейнов и саун;

- по возможности соблюдать минимальную дистанцию в 50-60 см от собеседника;

- не допускать фамильярного отношения к женщинам и людям в возрасте;

- следовать примеру поведения местных жителей при исполнении гимна страны пребывания или в условиях траурных мероприятий в стране;

- иметь при себе документы, удостоверяющие личность, либо их заверенную копию;

- бережно относиться к своим документам, личным вещам и ценностям, поскольку в местах скопления туристов распространены мелкие кражи;

- осмотрительно вести фотосъемку (где-то может потребоваться разрешение), не фотографировать объекты инфраструктуры (железнодорожные вокзалы, воздушные и морские порты);

- в странах с различной долей чернокожего населения воздерживаться от использования слов «негр» или «ниггер», а также их производных.

В государствах с прочными исламскими традициями не следует:*

- обращать пристальные взгляды на женщин, указывать на них рукой или пальцем, пытаться заговорить или познакомиться с женщинами на улице, отпускать комментарии в их адрес;

- задавать вопросы иностранному собеседнику о его супруге;

- пытаться познакомиться с женской частью семьи хозяина дома, приглашать женскую часть семьи за общий стол;

- протягивать женщине руки при знакомстве;

- пытаться войти в отделение общественного транспортного средства, предназначенное для лиц иного пола;

- проявлять назойливое внимание к молящимся людям, осуществлять их фото- и видеосъемку;

- проходить в мечети перед склоненным в молитве человеком, притрагиваться к Корану;

- входить в мечети в обуви и шортах;

- употреблять спиртные напитки в общественных местах,

- предлагать местным жителям алкоголь и изделия из свиной кожи в качестве подарка;

- заказывать в предприятиях общественного питания и предлагать местным жителям блюда из свинины;

- принимать пищу, воду и курить в общественных местах в светлое время суток во время Рамадана (мусульманского поста);

- брать и предлагать пищу левой рукой (она считается «нечистой», используемой для личной гигиены);

- пристально глядеть на человека, принимающего пищу;

- входить в жилое помещение местных жителей в уличной обуви;

- находиться на пляже без купального костюма, для женщин – в раздельном купальнике или без его верхней части;

- участвовать в азартных играх;

- допускать прилюдные объятия, поцелуи;

- демонстрировать или предлагать в подарок полиграфическую продукцию, фото- и видеоматериалы эротического содержания.

- женщинам: использовать платья и юбки выше колен, прозрачную или обтягивающую одежду, в т.ч. с декольте и вырезами, рукавами выше локтя; появляться в общественных местах без сопровождения мужчины; садиться в такси на место рядом с водителем; пользоваться общим входом в мечеть.

В государствах с буддийской традицией не рекомендуется:

- посещать религиозно-культовые объекты в обуви и чрезмерно открытой верхней одежде (с голыми плечами, в коротких юбках и шортах выше колен);

- допускать прикосновения к одежде и тактильные контакты с буддистскими монахами (при фотографировании на фоне статуй Будды запрещено принимать копирующие их позы);

- дотрагиваться до головы местного жителя или чужого ребенка.

___________________________________________________

* Степень строгости соответствующих запретов может варьироваться в зависимости от условий конкретной страны.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ЖЕСТИКУЛЯЦИИ
 В РЯДЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

КАЗАХСТАН

В общении казахов между собой возможно употребление нижеследующих эпитетов, имеющих оскорбительное значение, повторение которых росгражданам категорически не рекомендуется.

«Мамбет» – уничижительное прозвище выходцев из сельской местности. Означает «некультурный, малограмотный человек, быдло». «Мамбетом» также могут назвать человека, плохо говорящего по-русски.

«Калбит» – крайне оскорбительное прозвище представителей этносов Центральной Азии.

«Топас», «акымак» – придурок, дурак, тупой.

«Мырк», «мыркымбай» – недалекий, непутевый человек, неудачник, синоним русского «Ивана-дурака».

В обращении к представителям малых народностей страны не приветствуется упоминание их этнической принадлежности, что может быть расценено как высокомерное или пренебрежительное отношение.

КНР

В бытовом плане некоторые принятые в Китае особенности поведения могут вызывать непонимание и даже раздражение. Не стоит «лезть в чужой монастырь со своим уставом», пытаться воспитывать китайцев.

Не следует вести себя вызывающе, подчеркнуто напористо, особенно с представителями властей. Вместе с тем не нужно потакать действиям, ущемляющим ваши законные права. Следует стремиться к сбалансированному реагированию в непростых ситуациях.

Выучите хотя бы несколько слов на китайском языке («здравствуйте», «спасибо», «до свидания», «извините», «я из России») – тем самым вы проявите уважение к китайской культуре и, следовательно, к вашему собеседнику, настроив его на дружеский конструктивный лад. Будьте готовы к лингвистическим затруднениям: английским языком владеет далеко не каждый китаец.

Напомнив собеседнику, что вы из России, можно добиться определенного расположения к себе, так как отношение к нашей стране в Китае позитивное.

ТАДЖИКИСТАН

Негативную реакцию со стороны местного населения могут вызвать любые, самые, на первый взгляд, невинные замечания о головных платках у женщин, тюбетейках и халатов у мужчин, исламской литературе, в первую очередь, Коране. Кроме того, таджиками крайне болезненно воспринимаются даже комплименты в адрес женщин, особенно родственниц (мать, жена, дочь).

Попытка назвать собеседника одним из «нечистых» животных (свинья, собака, осел) будет воспринята как личное оскорбление. Негативную реакцию, особенно у пожилых таджиков, вызывают курящие женщины, даже иностранки. Неодобрительно значительная часть населения относится к купанию женщин в открытых костюмах.

ТУРЦИЯ

Весьма плачевно могут закончиться любые действия или высказывания, которые могут быть здесь расценены как неуважение к основателю страны М.К.Ататюрку (включая его изображения, в том числе на денежных знаках) и турецким государственным символам.

Поднятые вверх указательный и средний пальцы в виде латинской буквы "V", повсеместно означающие «победу», в Турции используются сторонниками курдского движения. В связи с наличием антикурдских настроений у националистически настроенной части населения этот жест может вызвать неадекватную реакцию. Российские «пальцы веером» (поднятые указательный палец и мизинец), напротив, напоминают приветствие турецких националистов («серых волков»), и от этого жеста также лучше воздержаться.

Крайне оскорбительными считаются жесты «фига» и «о'кей» (кольцо из большого и указательного пальцев): первый обозначает гениталии, второй намекает на нетрадиционную сексуальную ориентацию собеседника. Проведение рукой по горлу («сыт по горло») символизирует прямую угрозу. Цоканье языком несет неодобрение или отрицание.

Ряд общеупотребительных на отдыхе российских слов созвучны турецким непристойностям, например, при обращении к ребенку: «ам, ам» или официанту: «сок».

УЗБЕКИСТАН

При разговоре нельзя ругать и оскорблять мать собеседника, делать какие-либо замечания или отпускать комментарии в её адрес. Следует избегать употребления оскорбительных и нецензурных узбекских слов, таких как «джаляб», «кут», «куток», «ом», «сикмок», «харып». Их значения соответствуют нецензурной лексике в русском языке, имеют явно пренебрежительную либо шовинистическую окраску (так, «харып» – «отбросы, быдло»).

.......

CMI

18.05.2017 Сахаровский Центр 19:00 Миграция, исламизация: Как отделить реальность от мифа?

Дискуссия. Миграция, исламизация: Как отделить реальность от мифа?

http://www.sakharov-center.ru/discussions/?id=2830
 Дискуссия. Миграция, исламизация: Как отделить реальность от мифа?

18 мая состоится третья, заключительная дискуссия цикла “Куда идет Центральная Азия”, который Сахаровский центр организовывает совместно с Фондом Егора Гайдара.

Теракт в Петербургском метро 3 апреля, в организации которого российские спецслужбы подозревают выходцев из Центральной Азии, резко обострил вопросы, связанные с процессами миграции в Россию  - в том числе, незаконной, —  из этого региона.

Есть ли основания утверждать, что именно в среде мигрантов происходит вербовка террористов, а если это так, то какие причины приводят мигрантов в ряды радикальных исламистов, какую роль играет в этом масштабная коррупция, характерная для большинства стран Центральной Азии и возможно ли ей реально противодействовать.

Кроме того, есть ли реальная опасность роста мигрантофобии в российском обществе после теракта 3 апреля?

В дискуссии участвуют:

Алексей Гришин, президент информационно-аналитического агентства «Религия и общество»;

Дмитрий Полетаев, к.э.н, ведущий научный сотрудник лаборатории Анализа и прогнозирования миграции  Института народнохозяйственного прогнозирования  РАН;

Денис Примаков, к.ю.н. консультант по вопросам коррупции ОБСЕ и Совета Европы по Средней Азии, глава Риск Консалтинг.

Автор цикла и модератор:

Аркадий Дубнов, журналист, эксперт по Центральной Азии.

Регистрация на дискуссию

Сахаровский центр
Фонд Егора Гайдара

Вход свободный
CMI

Проект фотоисторий МОМ о мигрантах из Средней Азии.

                                 

СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ ПРОДЛЕН ДО 25 МАЯ 2017

Уважаемые коллеги,

МОМ/Агентство ООН по миграции, субрегиональный координационный офис по Центральной Азии, ведущая межправительственная организация по миграции оповещает вас о продлении срока подачи заявки до 25 Мая 2017 для проекта миссии МОМ по Центральной Азии (МОМ ЦА) фото-историй - Мигранты: невидимая сила в Центральной Азии.

Заявки на участие принимаются на сайте http://photostory.iom.kz

Срок подачи заявки продлен до 25 мая 2017 года

Проект, включает в себя два компонента: фотографии и рассказы, и приглашает студентов вузов ихудожников/фотографов к участию в открытом конкурсе на тему Мигранты: невидимая сила в Центральной Азии. Данная тема ставит своей целью привлечь внимание и стимулировать диалог вокруг темы миграции через фотографии, рассказы и открытые обсуждения с правительственными и неправительственными организациями, обществами и сообществами; основная цель проекта это повышение уровня осведомленности о правах мигрантов, укрепление толерантности, искоренение ксенофобии и расизма в отношении мигрантов и их сообществ.

Мы любезно просим Вас опубликовать это объявление на своих веб-сайтах и/или на страницахFacebook, а также разослать его по вашим контактам, если есть такая возможность.

Если Вы желаете получить дополнительную информацию, пожалуйста свяжитесь с нами по электронной почте: iomalmaty@iom.int

С уважением,

МОМ/Агентство ООН по миграции

Суб региональный координационный офис в Центральной Азии

CMI

В Общественном совете при ФАДН будет комиссия по миграции

В Общественном совете при ФАДН создадут пять тематических комиссий

В Общественном совете при ФАДН создадут пять тематических комиссий
http://nazaccent.ru/content/23807-v-obshestvennom-sovete-pri-fadn-sozdadut.html?utm_source=Дайджест+от+НацАкцента&utm_campaign=e78a8371c1-EMAIL_CAMPAIGN_2017_01_27&utm_medium=email&utm_term=0_190da59abc-e78a8371c1-26572653

18 апреля 2017 в 17:35

Первое заседание Общественного совета при ФАДН состоялось в Москве 18 апреля. Председателем единогласно выбрали научного руководителя Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова, заместителем стала руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева.

Перед членами совета выступил замдиректора Департамента правительства РФ по формированию системы "Открытое правительство" Максим Прохоров. Он попросил их не подходить к работе формально. Прохоров привел в пример Общественный совет Таможенной службы, который, по его словам, крайне активен, сам ведет прием граждан и в СМИ звучит больше, чем сама служба.

Представитель Общественной палаты РФ Павел Толпегин призвал к конструктивной оппозиционности к работе ведомства. По его мнению, совет призван разъяснять общественности функции, проблемы и деятельность ФАДН.

Председатель некоммерческого партнерства "Национальный центр социально-гуманитарных проектов" Максим Комаров заявил, что нужно начать работу совета с аудита деятельности ФАДН, чтобы потом поставить задачи, с которыми ведомство не справляется, и начать их решать, и вообще познакомиться с работой агентства. Президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге в ответ отметила, что в Общественный совет, по ее мнению, должны были войти люди, которые не первый год занимаются национальным вопросом, и уже достаточно хорошо осведомлены о деятельности ФАДН, проблемах и возможностях, которые у него есть.

На заседании было решено, что совет будет работать по комиссиям. Предварительно предложили создать пять комиссий: по миграции, информационной политике, этнокультурному развитию, профилактике экстремизма, просвещению и образованию.

Общественный совет – совещательно-консультативный орган, его решения носят рекомендательный характер. Как правило, с ним консультируются государственные органы по вопросам принятия и исполнения решений. В состав совета при ФАДН вошли 36 человек.