Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

CMI

Дмитрий Полетаев: Где «свои», а где «чужие»?

Оригинал взят у migrationmuseum в Дмитрий Полетаев: Где «свои», а где «чужие»?

Почему народы переселяются и как это влияет на нашу культуру?

Дмитрий Полетаев, директор Центра миграционных исследований

Миграция - это глобальное историческое явление, и никуда от него не деться.

Те определения, которые применялись к мигрантам в прошлом, приклеивают им и по сей день. Например, «раб».

В Древнем мире они трудились на благо чужой родины в совершенно невыносимых услових. К сожалению, есть рабы и сейчас. Многие люди, прибывшие в другую страну на заработки, терпят лишения и трудятся на износ, не имея при этом никаких прав.

Ещё одно явление - «кочевники». Это всё те же мигранты, принцип существования которых заключается в постоянном перемещении в поисках лучшей доли. Эти люди не остались где-то в прошлом, на страницах учебников по истории. Например, кочевники в классическом смысле этого слова есть до сих пор в Африке - племена, не имеющие государственных границ. По-прежнему перегоняют свои стада с пастбища на пастбище оленеводы, бедуины...

А есть ещё и «неокочевники» - так называют представителей мировых корпораций, глобальных сетей, которые переезжают из страны в страну с целью извлечения прибыли. То есть, по сути, эти люди ни чем не отличаются от своих предшественников.

Но чему удивляться, если миграции начались ещё до того, как люди стали людьми. Homo sapiens 150 тыс. лет назад заняли всю Африку, около 70 тыс. лет назад они начали движение оттуда и 30 тыс. лет спустя распространились по всей Австралии, Азии и Европе. Миграция в Америку произошла от 20 до 15 тыс. лет назад.

Следующим этапом массовой миграции можно считать расселение индоевропейцев в 4-1 тысячалетиях до нашей эры.

И те сходства языков, которые мы наблюдаем сейчас у разных народов, - это всё последствия тех давних времён.

Какие ещё миграционные потоки выделяет наука? Великое переселение народов в Европе IV-VII веках, главным образом с периферии Римской империи на основную её территорию. XIII век - время великих монгольских и тюркских миграций в Евразии, называемое ещё татаро-монгольским нашествием. Стоит вспомнить и принудительную межконтинентальную миграцию XVIII века. Речь идёт о массовой перевозке рабов в Америку. Туда же устремились будущие фермеры и жертвы «золотой лихорадки».

Важный фактор - урбанизация. Промышленность развивалась, и люди в поисках лучшей доли стали уезжать из перенаселённых сельскохозяйственных районов в города. В Англии это началось ещё в XVIII веке, в России и многих других странах не завершилось до сих пор. Развитые европейские промышленные центры, и Москва в том числе, уже много лет притягивают рабочую силу. Даже в советские времена, когда наша столица считалась «закрытым городом» и попасть туда можно было только по партийной линии, по лимиту, на учёбу или в результате удачной женитьбы, население Москвы за счёт иногородних с каждым годом стремительно росло. Как видите, никакие ограничения не могут остановить переселение людей в поисках лучшей доли.

Войны - тоже катализаторы миграции. Не будем уходить в глубь веков, достаточно вспомнить Первую и Вторую мировые войны. В начале XX века мусульмане массово переезжали с Балкан в Турцию, в то время как христиане мигрировали из Османской  империи. Гражданская война вызвала в России миграцию порядка 3 млн человек. Потсдамское соглашение 1945 года, подписанное СССР и западными союзниками, привело к одной из крупнейших волн европейской миграции в XX веке - место жительства поменяли 20 млн человек, из них 12-14 млн - депортированные немцы. Вынужденная миграция в СССР - ГУЛАГ, а также профессиональное распределение студентов и переезд семей в удалённые посёлки.

Процессы продолжаются и сейчас, но нельзя относиться к ним только негативно. Вот яркие исторические примеры того, как миграция положительно сказалась на развитии культуры и искусства в России.

Главная регалия русских великих князей и царей, символ-корона самодержавия в России - шапка Мономаха - по сути, является... тюбетейкой. Дар Узбек-хана московским правителям в знак укрепления отношений. Ещё один символ нашей страны - Кремль - дело рук мигрантов.  Получил свой современный вид благодаря зодчим, выписанным из Италии. История русской иконописи берёт своё начало в мастерских греческих художников, приехавших работать на чужбине.

Было в России и целое сословие мигрантов, слетевшихся отовсюду и яро отстаивающих свои права, - казачество, увековеченное в замечательной картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Судьба приезжей девушки легла в основу любимого всеми советского фильма «Москва слезам не верит» - героиня покорила столицу, как это сегодня делают  и россияне, и иностранцы. Мало кто знает, что в России сегодня установлено несколько памятников... челнокам. Подзабыли мы, как в 1990-е гг. в погоне за хорошей жизнью ездили в другие страны. А вот те, кто поднялся на этих поездках, - помнят...

Так что ещё неизвестно, как бы мы все жили, если бы наши предки да и современники никуда не переезжали.

СтоЛИЧНОСТЬ №9 (39), 11 июня 2013

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

CMI

Предлагаем Вам поучаствовать в создании списка фильмов и спектаклей о миграции и мигрантах.

Оригинал взят у migrationmuseum в Предлагаем Вам поучаствовать в создании списка фильмов и спектаклей о миграции и мигрантах.
Сетевой проект виртуального Музея миграции

Дорогие друзья!
Предлагаем Вам поучаствовать в создании списка фильмов и спектаклей о миграции и мигрантах. Если Вы не только сами дополните этот список (по схеме «название на русском-название на языке страны где был сделан фильм- страна производства-режиссёр-год выхода фильма»), но и сможете переслать это письмо своим знакомым, которые также дополнят его, мы будем Вам очень признательны.
Живой журнал Музея миграции: http://migrationmuseum.livejournal.com/
Твиттер: https://twitter.com/migrationmusmsk
Сайт Музея миграции http://migrationmuseum.ru

Фильмы о миграции

Художественные фильмы:

Внутренняя миграция в СССР:
- Москва слезам не верит (СССР; Режиссер: Владимир Меньшов;1979; 148 мин.)
- Криминальный талант (СССР; Режиссер: Сергей Ашкенази, 1988; 155 мин.)


Торговля людьми и миграция в России и в мире:
- Лиля навсегда (Швеция, Дания; Режиссер: Лукас Мудиссон, 2002; 106 мин.)
- Билет в гарем (Россия; Режиссер: Вадим Соколовский; 2006; 8 серий)

Граница и таможня:
- Таможня даёт добро (Франция, Бельгия; Режиссер: Дани Бун; 2010; 108 мин.)
- Государственная граница (СССР; Режиссеры: Борис Степанов; Вячеслав Никифоров;
Геннадий Иванов; 1980-1988; 8 серий)

Трудовая миграция:
- Другое небо (Россия; Режиссер: Дмитрий Мамулия, 2010, 86 мин.)
- Черкизона (Россия; Режиссеры: Вадим Данцигер, Алексей Гирба, Дмитрий Петрунь,
Сергей Мезенцев; 2010; 60 серий)

ГУЛАГ и депортации народов:
- А в России опять окаянные дни (СССР; Режиссер:Владимир Васильков; 1990; 133 мин.)
- Ад, или Досье на самого себя (СССР; Режиссер:Геннадий Беглов;1989; 143 мин.)
- В кру́ге пе́рвом (Россия; Режиссер:Глеб Панфилов; 10 серий по 44 мин.)
- ГУЛАГ Gulag ( Великобритания; Режиссер:Роджер Янг;1985; 130 мин.)
- Заключённые (СССР; Режиссер:Евгений Червяков; 1936; 95 мин.).
- Затерянный в Сибири (СССР, Великобритания; Режиссёр: Александр Митта; 1991; 103 мин.)
- Людоед (СССР; Режиссер: Геннадий Земеля;1991; 169 мин.)
- Оди́н день Ива́на Дени́совича  One Day in the Life of Ivan Denisovich ( Норвегия, Великобритания; Режиссер:Каспар Вреде;1970; 100 мин. (США), 104 мин. (Норвегия),
105 мин. (Германия))
- Побег из Гулага So weit die Füße tragen (Германия, Россия; Режиссер: Харди Мартинс 2001; 158 мин.)
- Ночевала тучка золотая... (СССР, Режиссер: Суламбек Мамилов; 1989;)

Разное
- Бег (СССР; Режиссер: Александр Алов, Владимир Наумов; 1970; 196 мин.)
- Испанский английский Spanglish (США; Режиссер:Джеймс Л.Брукс; 2004; 134 мин.)
- Прислуга The Help (США; Режиссер:Тейт Тейлор;2011; 146 мин.)
- Без имени La Mara Salvatrucha, исп. Sin nombre (США, Мексика; Режиссер: Кэри Фукунага ; 2009; 96 мин.)
- Материк Terraferma (Франция, Италия; Режиссер: Эмануэле Криалезе; 2011; 88 мин.)
- Мигранты (СССР; Режиссер: Валерий Приёмыхов; 1991)
- 17 чудес (США; Режиссер: Т.С. Кристенсен; 2011; 113 мин.)
- Эмигранты Utvandrarna (Швеция, Режиссер: Ян Труэль ;1971; 191 мин., 151 мин. (амер. версия))
- Поселенцы Nybyggarna (Швеция, Режиссер: Ян Труэль; 1972; 204 мин., 102 мин. (амер. версия))
- Эмигрант L'emigrante (Италия, Испания, Германия; Режиссер: Паскуале Феста Кампаниле;1973; 115 мин.; комедия)
- Эмигранты (Россия; Режиссер: Петр Кротенко; 2001; 130 мин.)
- Москва на Гудзоне Moscow On The Hudson (США; Режиссер:Пол Мазурски; 1984; 115 мин.)
- Новый свет The New World (США, Великобритания; Режиссер:Терренс Малик; 2005;135 мин.; исторический)
- Интердевочка (СССР, Швеция; Режиссер:Пётр Тодоровский; 1989;158 мин.)
 - Восток-Запад Est — Ouest (Франция, Украина, россия, Болгария, Испания; Режиссер: Режис Варнье;1999; 121 миню)
- Грязные прелести (Великобритания; Режиссер:Стивен Фрирз; 2002; 97 мин.)
Иммигранты-2 (Էմիգրանտներ 2/ Immigrants 2/-Episode-51-69 (FINE) (Армения; Режиссеры: Герард Л. Кафеджян, Баграт Саркисян; 2010; Серии: 51-69)
- Moscow Global  (Россия, Режиссер: А.Голованов, http://moscowglobal.ru/)

Документальные фильмы:

Трудовая миграция в России
- Тайны миграции или Трагедия таджикских мигрантов. Кому это выгодно? (Россия; 2007)

ГУЛАГ и депортации народов:
- Депортация народов в Казахстан в 1930-1950 гг.: общность истории. (Казахстан, Россия; Режиссёры: Д.Полетаев, Б.Ракишева; 2010; 23 мин. )

Эмиграция из СССР:
 - Философский пароход (Россия; 2012)
- Пятая графа. Эмиграция (Россия; Режиссер: Валерий Мызников; 2012; 43 мин.)
- История России. ХХ век. Фильм 61. Миссия русской эмиграции
- Камера смотрит в мир. О жизни советских иммигрантов в Америке
- Белый снег России  (СССР; Режиссер: Юрий Вышинский; 1980)
- Присяге верны (Россия; Режиссеры: Елена Чавчавадзе, Галина Огурная; 2012; 44 мин.)
- Кукольник из Кэмбриджа (США; Режиссёр:  Михаил Брусиловский; 2001; 30 мин.)
- Affittare Appartamento (США; Режиссёр:  Михаил Брусиловский; 2001)
- Мой класс  (Германия; Режиссёр: Екатерина Ерёменко; 2007; 89 мин.)

Торговля людьми и трудовое рабство
- Голубой Китай (Джинсовый Китай) China Blue (США; Миша И. Пелед; 2005; 86 мин.)

Короткометражные фильмы
- Заговор (Россия, Режиссер: Ольга Житлина 2011)
- Листопад (Россия, Режиссер: Василий Богатов)
- Мигранты (Россия, Режиссер: Екатерина Лазарева,  2011)
- Кинотеатр для мигрантов (Россия, Режиссер: Таисия Круговых, 2010-2012)
- Перед бурей» (Россия, Режиссер: Хаим Сокол, 3 мин. 44 с.),
-Парад (Россия, Режиссер: Хаим Сокол, 1 мин. 6 с.),
- Лопаты (Россия, Режиссер: Хаим Сокол, 4 мин. 22 с.),
- Я Спартак (Россия, Режиссер: Хаим Сокол, 2 мин. 4 с.).
- Без единого разрыва
- Та сторона (Россия, Режиссер: Сергей Глазунов 28 минут Россия, 2012)
- Гастарбайтеры. Нелегальная история  (Россия, 38:59, 2011)
- Женщины La patrona (Мексика, Режиссер:  Лизетт Аругелло / / 2009)

Спектакли

Миграция в СНГ
- Узбек (Театр им. Бойса www.beuystheater.ru , документальный STAND-UP, Режиссер: Талгат Баталов )
- Акын-опера (Театр.doc; сочинили памирские таджики Покиза Курбунасенова, Аджам Чакобоев и Абдулмамад Бекмамадов;)

Репрессии в СССР
-  Крутой маршрут (театр «Современник»)
- Любка (Театр «Возвращение»)
Разное
- Наши за границей (театр «Сфера»)
CMI

презентация фильма Лоретты Вальц «В тени ГУЛАГа»

Приглашаем Вас на презентацию фильма Лоретты Вальц «В тени ГУЛАГа», которая состоится 30 апреля 2013 года в 18:00 в Государственном Музее истории ГУЛАГа при поддержке Германского исторического института в Москве и Института Гёте в Москве в рамках Года Германии в России 2012/2013.

Фильм снят в 2011 году. Он основан на материалах интервью, записанных автором в России и в Германии, а также на архивных данных, и посвящен жизненным историям детей немецких коммунистов. Жертвами сталинской репрессивной машины в 1930-е годы становились не  только советские граждане, но и многие иностранцы, жившие на тот момент в Советском Союзе. Таковы судьбы немецких коммунистов, эмигрировавших в Советский Союз в начале 1930-х годов. Их детей, приехавших из Германии вместе с родителями или родившихся уже в СССР, ждала тяжелая участь: разлука с родителями, детский дом или лагерь, враждебность окружающих к «чужакам», многократно возросшая в годы войны…  В основу фильма легли воспоминания восьми свидетелей, каждый из которых рассказывает свою историю.

После показа фильма состоится его обсуждение, в котором примут участие создатели фильма Лоретта Вальц и Томас Хаммахер, директор Германского исторического института в Москве профессор Николаус Катцер, историк Александр Ватлин, сотрудники Музея ГУЛАГа, Центра устной истории общества «Мемориал» и другие.

Презентация фильма состоится 30 апреля в 18:00

в Музее ГУЛАГа по адресу: Москва, ул. Петровка, д. 16.

CMI

СОВЕТСКИЕ И НЕМЕЦКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

СОВЕТСКИЕ И НЕМЕЦКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Основу книги составляют доклады участников международной научно-практической конференции "Советские и немецкие военнопленные в годы Второй мировой войны: основные направления исследований", которая прошла в Минске 12 декабря 2003 года. Кроме того, включены статьи белорусских и российских специалистов, посвященные данной проблеме. Предназначена для историков, аспирантов, студентов, всех интересующихся историей Второй мировой войны.
Скачать можно здесь -
http://www.dokst.ru/node/1310/

Эта книга лежит на сайте организации, работающей над исправлением ошибок по отношению к военнопленным Второй мировой и помогает узнать родственникам   военнопленных - принудительных мигрантов,  о судьбе своих близких.

Вот информация об этой организации:

Центр документации (ЦД) – научно-исследовательcкое учреждение при Объединении Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора, г. Дрезден.

Диапазон исследовательских работ охватывает аспекты:


  • истории сопротивления и репрессий во время национал-социалистического режима в Германии, истории Второй мировой войны и послевоенного времени

  • истории Советской зоны оккупации (СЗО)

  • истории Германской Демократической Республики (ГДР)

При этом исследования не ограничены историей Вольной земли Саксония или её территорией, а распространяются на Германию в целом и частично на другие европейские страны.

Отдельные темы исследований:

О результатах своей научно-гуманитарной деятельности ЦД информирует общественность в форме соответствующихпубликаций или на новостях Сайта.
Центр документации по большинству указанных вопросов тесно сотрудничает с рядом партнеров в Германии изаграницей.

Руководителем Центра документации при Объединении Саксонские мемориалы является д-р Клаус-Дитер Мюллер.

CMI

100 лет российской эмиграции. Большой Город.

"Большой город" сделал проект о волнах эмиграции. Это очень близко к тому, что может быть в Музее миграции.
Посмотрите, рекомендуем: nbsp; http://bg.ru/specials/emigration/

100 лет российской эмиграции

Разговоры об эмиграции в России то утихают, то возоб­новляются при каждом удобном случае — и так будет, очевидно, всегда. БГ собрал опыт эмигрантов всех волн и узнал, кто, когда, как и зачем уезжал из Российской империи, СССР и Российской Федерации в XX веке

Текст:  Марина Арсенова,Маруся Ищенко,Елена Мухаметшина,Маруся Горина,Дмитрий Великовский/«Русский репортер», Ирина Калитеевская,Рада Ландарь,Тихон Дзядко / «Эхо Москвы»
введение

Все наше навсегда

Алексей Мунипов — о конце эмиграции

Алексей Мунипов — о конце эмиграции Читать >

Предыстория nbsp; 
до 1917

Вопреки распространенным представлениям, массовая эмиграция из России началась еще до революци

Свидетельства 

Эмигранты из Российской империи в США, Германии, Бразилии и Аргентине

Людей, эмигрировавших из России до революции, найти уже невозможно, но сохранились свидетельства русских посланников и путешественников того времениЧитать >
Ольга Санина

64 года, преподаватель русского языка как иностранного

Родилась и живет в Уругвае — ее семья уехала туда в 1913 году, вместе с религиозным движением лубковцев, основавшим там город Сан-Хавьер 

Читать >

Мария Сорокина историк

«Первым крупным миграционным потоком была трудовая миграция конца XIX — начала XX века. Это были прежде всего национальные потоки — евреи, поляки, украинцы и немцы. .... Развернуть >

Михаил Денисенко демограф

«До 1905 года эмиграция допускалась применительно к евреям, полякам и сектантам, в число которых помимо духоборов попадали и потомки немецких колонистов, утратившие свои привилегии во второй четверти XIX века. .... Развернуть >
Фотография: ИТАР-ТАСС Ленин (второй справа) в группе русских политэмигрантов в Стокгольме, проездом из Швейцарии в Россию, 1917 год

Первая волна
1917 — конец 1920-х
Именно эту волну, вызванную революцией 1917 года, традиционно называют первой, и именно с ней многие связывают понятие «русская эмиграция»
</div>Collapse )

CMI

Торжественный вечер «Форт Росс объединил народы и века»

Торжественный вечер  «Форт Росс объединил народы и века», посвященный 200-летию русской крепости Росс
8 февраля 2013 года в 18.00 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, Московское историко-просветительское общество «Русская Америка», Общество купцов и промышленников, Представительство Вологодской области при Президенте Российской Федерации, Вологодское землячество в Москве приглашают на торжественный вечер «Форт Росс объединил народы и века», посвященный 200-летию русской крепости Росс.

Форт Росс был основан в 1812 году в Калифорнии уроженцем Вологодской губернии советником коммерции И.А.Кусковым для снабжения продовольствием русских колоний на Аляске, а также для организации промысла пушнины. Форт Росс собрал представителей многих национальностей (русские, алеуты, индейцы, мексиканцы, испанцы, финны, якуты, новые американцы и др.). В настоящее время крепость имеет статус парка штата Калифорния и является музеем, в котором бережно сохраняется историко-культурное наследие.

В программе вечера:

- выступления и приветствия участников, гостей вечера, потомков основателей Русской Америки;

- представление книги «Россия в Калифорнии» академиком В.А.Тишковым (Институт этнографии и антропологии РАН) и кандидатом исторических наук А.А.Истоминым;

- демонстрация фильма о Форте Росс;

- передача в дар Дому русского зарубежья Заслуженным художником РФ Евгением Дацко картин о Форте Росс;

- исполнение русских песен Риммой Крапивиной (г. Пудож, Карелия);

- представление сборника «Российское искусство» (к 200-летию Форта Росс) директором издательства «Москоу медиа групп» А.Ф.Чернавским;

- музыка индейцев Северной Америки в исполнении музыкального коллектива «Greengrass Singers» (руководитель Юрий Котенко).

- поэма Мартины Морган (народ Кашайя, Калифорния) «С любовью к России» в исполнении историка А.Энгстрома (Аляска, США);

- спектакль «Русская Америка. Живые страницы истории» представит Тотемский народный театр (Тотьма, Вологодская область).

В холле 4-го этажа будет представлена выставка картин, посвященная Форту Росс.

Ведущий вечера — президент общества «Русская Америка» Владимир Колычев.

Форт Росс, участни ки переклички с г. Тотьма. Июль, 2007 г. Перекличка колоколов Тотьма-Форт Росс.
6.Михаил Вьюев, Филипп Мартынов звонили в Москве. Газета Русская Америка, Нью-Йорк

Наш адрес:Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2Проезд: м. Таганская (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
CMI

ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО КРЕПОСТНИЧЕСТВА

В связи с возможными нововведениями по частичному возвращению системы прописки, бывшей надёжной  опорой бюрократического СССР, интересно вспомнить, что печатали прогрессивные журналы 1990-х о советской паспортной системе. Возьмём, например, журнал "Новый мир".

Опубликовано в журнале: «Новый Мир» 1996, №6 nbsp; ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
В. ПОПОВ  *  ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО КРЕПОСТНИЧЕСТВА
Паспорт — вид, свидетельство, лист или письмо для проходу, проезду или проживания.
Вл. Даль.

1

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано постановление № 57/1917 “Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов” 1.

Время выбиралось не случайно: сельское население было с корнем вырвано из родной почвы и рассеяно по стране. Миллионы “раскулаченных” и бежавших в страхе из деревни от “коллективизации” и непосильных хлебозаготовок людей надо было выявить, учесть, распределить на потоки в зависимости от “социального положения” и закрепить за государственными работами. Следовало умело воспользоваться плодами “победы”, достигнутой в ходе “коренного перелома”, закрепить это новое состояние — рассеивание людей, не дать им вернуться в родные места, закончить принудительное разделение российского общества на “чистых” и “нечистых”. Теперь каждый человек должен был находиться под недреманным оком ОГПУ.

Положение о паспортах устанавливало, что “все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта”. Отныне вся территория страны и ее население делились на две неравные части: ту, где была введена паспортная система, и ту, где ее не существовало. В паспортизированных местностях паспорт являлся единственным документом, “удостоверяющим личность владельца”. Все прежние удостоверения, ранее служившие видом на жительство, отменялись 2 . Вводилась обязательная прописка паспортов в органах милиции “не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство”. Обязательной стала и выписка — для всех, кто выбывал “из пределов данного населенного пункта совсем или на срок более двух месяцев”; для всех, покидающих прежнее местожительство, обменивающих паспорта; заключенных; арестованных, содержащихся под стражей более двух месяцев.

Помимо кратких сведений о владельце (имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность) в паспорте указывались: социальное положение (взамен чинов и званий Российской империи советский новояз устанавливал для людей следующие социальные ярлыки: “рабочий”, “колхозник”, “крестьянин-единоличник”, “служащий”, “учащийся”, “писатель”, “художник”, “артист”, “скульптор”, “кустарь”, “пенсионер”, “иждивенец”, “без определенных занятий”), постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и перечень документов, на основании которых выдавался паспорт. Предприятия и учреждения должны были требовать от принимаемых на работу паспорта (или временные удостоверения), отмечая в них время зачисления в штат. Главному управлению рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР поручалось в десятидневный срок представить в Совнарком инструкцию о “проведении постановления” 3 . Минимальный срок подготовки инструкции, о котором говорится в постановлении, указывает: она была составлена и согласована во всех звеньях высшего партийно-государственного аппарата советской власти задолго до декабря 1932 года.

Большинство законодательных документов советской эпохи, регулировавших основные вопросы жизни людей, никогда полностью не обнародовались. Многочисленные указы Президиума Верховного Совета СССР и соответствующие им акты союзных республик, постановления Совнаркома и ЦК партии, циркуляры, директивы, приказы наркоматов (министерств), в том числе важнейших — внутренних дел, юстиции, финансов, заготовок, — имели грифы “Не для печати”, “Не публиковать”, “Не подлежит оглашению”, “Секретно”, “Совершенно секретно” и т. п. Законодательство имело как бы две стороны: одну, в которой открыто и гласно — “для народа” — определялась правовая норма. И вторую, секретную, которая была главной, ибо в ней всем государственным органам предписывалось, как именно следует понимать закон и практически проводить его в жизнь. Часто закон сознательно, как в приведенном нами постановлении от 27 декабря 1932 года, содержал одни общие положения, а его реализация, то есть практика применения, раскрывалась в секретных подзаконных актах, инструкциях, циркулярах, которые издавало заинтересованное ведомство. Поэтому постановление Совнаркома СССР № 43 от 14 января 1933 года утверждало “Инструкцию о выдаче паспортов”, которая имела два раздела — общий и секретный.

Первоначально предписывалось проведение паспортизации с обязательной пропиской в Москве, Ленинграде (включая стокилометровую полосу вокруг них), Харькове (включая пятидесятикилометровую полосу) в течение января — июня 1933 года. В том же году предполагалось закончить работу в остальных регионах страны, подпадавших под паспортизацию. Территории трех вышеназванных городов со сто-пятидесятикилометровыми полосами вокруг объявлялись режимными. Позже постановлением Совнаркома СССР № 861 от 28 апреля 1933 года “О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР” к режимным были отнесены города Киев, Одесса, Минск, Ростов-на-Дону, Сталинград, Сталинск, Баку, Горький, Сормово, Магнитогорск, Челябинск, Грозный, Севастополь, Сталино, Пермь, Днепропетровск, Свердловск, Владивосток, Хабаровск, Никольско-Уссурийск, Спасск, Благовещенск, Анжеро-Судженск, Прокопьевск, Ленинск, а также населенные пункты в пределах стокилометровой западноевропейской пограничной полосы СССР. В этих местностях запрещалось выдавать паспорта и проживать лицам, в которых советская власть видела прямую или косвенную угрозу своему существованию. Эти люди под контролем органов милиции подлежали выдворению в другие местности страны в течение десяти дней, где им предоставлялось “право беспрепятственного проживания” с выдачей паспорта.

Секретный раздел вышеназванной инструкции 1933 года устанавливал ограничения на выдачу паспортов и прописку в режимных местностях для следующих групп граждан: “не занятых общественно-полезным трудом” на производстве, в учреждениях, школах (за исключением инвалидов и пенсионеров); убежавших из деревень (“сбежавших”, по советской терминологии) “ кулаков” и “раскулаченных”, хотя бы они и “работали на предприятиях или состояли на службе в советских учреждениях”; “перебежчиков из-за границы”, то есть самовольно перешедших границу СССР (кроме политэмигрантов, имеющих соответствующую справку от ЦК МОПРа); прибывших из других городов и сел страны после 1 января 1931 года “без приглашения на работу учреждением или предприятием, если они не имеют в настоящее время определенных занятий, или хотя и работают в учреждениях или предприятиях, но являются явными летунами (так именовались часто менявшие место работы в поисках лучшей жизни. — В. П.), или подвергались увольнению за дезорганизацию производства”, то есть опять-таки тех, кто бежал из деревни до начала развертывания “сплошной коллективизации”; “лишенцев” — людей, лишенных советским законом избирательных прав, — тех же “кулаков”, “использующих наемный труд”, частных торговцев, священнослужителей; бывших заключенных и ссыльных, в том числе судимых даже за незначительные преступления (в постановлении от 14 января 1933 года приводился “не подлежащий оглашению” специальный перечень этих лиц); членов семей всех вышеперечисленных групп граждан 4.

Поскольку советское народное хозяйство не могло обойтись без специалистов, для последних делались исключения: им выдавались паспорта, если они могли представить “от этих предприятий и учреждений свидетельство об их полезной работе”. Такие же исключения делались для “лишенцев”, если они находились на иждивении у своих родственников, которые служили в Красной Армии (этих стариков и старух советская власть считала уже неопасными; кроме того, они представляли собой заложников на случай “нелояльного поведения” военнослужащих), а также для священнослужителей, “исполняющих функции по обслуживанию действующих храмов”, иными словами, находящихся под полным контролем ОГПУ.

Collapse )



Продолжение см. здесь -  http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/6/popov-pr.html

CMI

Пропавший музей

Иван Гринько. Пропавший музей

http://etnosfera.ru/moscow-multiethnic/ivan-grinko-propavshij-muzej

Сегодня непременный атрибут любой уважающей себя столицы – этнографический музей. Вы можете посетить его в Лондоне, Париже, Берлине, Вашингтоне, Риме, Мадриде. Даже в Приштине и Аддис-Абебе. Исключение из этого правила одно – российская столица. Однако самое печальное то, что когда-то Москва могла по праву гордиться своим этнографическим музеем. 

museum

Вся история вокруг пропажи атрибута цивилизованной столицы больше напоминает классический детектив. Начать лучше всего издалека – например, от Сан-Франциско. Если вы поедете от моста Золотые ворота на север, то примерно через полчаса окажетесь на берегу бухты Бодега. У этого места есть и второе название – бухта Румянцева. Свое имя она получила в честь канцлера Российской империи Николая Петровича Румянцева, который станет первым, и одним из главных героев нашего повествования. Детектив без настоящего аристократа теряет большую часть своей привлекательности, и в этой истории без него точно никак не обойтись. Для описания всех заслуг графа Румянцева лучше подойдет жанр романа, но главное, что пристрастие графа к наукам и тяга к коллекционированию после его смерти материализовались в музей. Открытый в 1831 году в Петербурге Румянцевский музей имел лучшие этнографические коллекции в России – других таких просто не было. Ведь они были собраны в первом кругосветном путешествии российского флота, которое, кстати, тоже было инициировано Румянцевым. Пополнились коллекции и после знаменитого путешествия по Тихому океану Отто Евстафьевича Коцебу.

Внимательный читатель, конечно, обратил внимание на местоположение Румянцевского музея и мог бы задать справедливый вопрос: «При чем же здесь Москва?». Но не все сразу – никто не обещал, что сюжет будет развиваться по прямой.

Всем известно, что судьба музея в капиталистическом обществе тяжела и незавидна. Практика Румянцевского музея показала, что и в докапиталистическом обществе частный музей обречен на выживание. В начале 60-х годов XIX века остатки былого величия было решено передать под казенное управление. Мудрая государственная машина долго не знала, что делать с таким подарком судьбы, и в итоге музей переехал в первопрестольную. Сообразно своему новому статусу он расположился в самом центре Москвы – прямо напротив Боровицкого холма. Именно там, в знаменитом доме Пашкова и были выставлены этнографические коллекции графа Румянцева. Взглянуть на оружие и украшения племен далекой Австралии и Океании мог каждый москвич. Всего за 10 копеек!

Однако одних австралийцев было явно недостаточно, и лучше всего это понимал Василий Андреевич Дашков, с чьим именем теперь и будет неразрывно связана судьба этнографического отдела Румянцевского музея. Выпускник Московского университета и действительный статский советник Василий Андреевич питал к этнографии самые нежные чувства. Именно его стараниями в 1867 году в Москве состоялась знаменитая Этнографическая выставка, где были представлены все народы Российской империи. Большая часть экспонатов той выставки вошла в собрания Румянцевского музея, что позволило значительно разнообразить экспозицию. Под покровительством Дашкова этнографический отдел рос и пополнялся. К началу ХХ века этнографическая коллекция составляла уже 16 тысяч предметов – отличный показатель для любого музея.

События 1917 года поставили на грань выживания все музеи. Большая их часть, в том числе и Румянцевский, оказались закрыты. Казалось, этнографический музей в Москве погиб, но ему предстояло совсем скоро возродиться из пепла в совершенно ином обличье.

Новой власти этнография оказалась кстати – для нее нашлось множество важных задач от интеграции многочисленных народов Советской России в дружную социалистическую семью, до изучения соседних народов, которые эту семью могли бы потенциально пополнить. Практическая необходимость и хорошая научная школа, унаследованная от Российской империи, смешавшись, дали очень неплохие результаты. Одним из них стало открытие в 1924 году Центрального музея народоведения (позже – Музей народов СССР). За основу были взяты этнографические коллекции Румянцевского музея, к которым добавили экспонаты с очередного «Парада народностей», теперь проходившего под названием «сельскохозяйственная выставка».

Однако главным в «новом старом» музее было не содержание, а форма. Резиденцией Музея народоведения стал Нескучный сад – под экспозиции была отдана так называемая «Мамонова дача». Это бывшее имение московского губернатора Василия Долгорукова-Крымского в начале XIX века досталось графу Дмитриеву-Мамонову, в честь которого и получила название. Благодаря уникальному пространству новый директор музея Борис Матвеевич Соколов получил возможность создать схему, которая в музейной практике аналогов не имела и не имеет до сих пор. Он соединил в одном месте классический этнографический музей и «скансен» – музей под открытым небом.

Внутри особняка Дмитриева Мамонова, отстроенного после пожара 1812 года самим Доменико Жилярди, разместили старые коллекции, а вокруг него – подлинные жилища народов, населявших одну шестую часть суши. Сотрудница музея, известный этнолог Татьяна Александровна Жданко перечисляет некоторые из экспонатов: «остяцкий чум, самоедский чум, якутская изба, бурятская кибитка, узбекский базар, киргизская (казахская) кибитка (юрта), украинская хата, русская курная изба». Если бы этот музей сохранился, то сейчас бы почти в самом центре Москвы был уникальный музейный центр, но… снова «но».

Музей народов СССР активно развивался, однако вместе с ним менялись и времена. Инакомыслие даже в форме этнического разнообразия коробило новое руководство страны, к тому же некоторые народы вдруг стали потихоньку выпадать из дружной советской семьи. Музей был обречен, и вторая мировая война лишь ускорила агонию. Коллекции вывезли в эвакуацию, а после они разошлись по другим музеям. Роскошное здание, которое и сегодня можно увидеть на улице Косыгина, отошло Институту химической физики РАН. Дважды находясь на краю гибели, этнографический музей все же пропал с карт Москвы. Детектив закончился. Кто же виноват? Это российский детектив – виноватых нет.

Иван ГРИНЬКО,

этнолог, кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Института культурологии РАН

CMI

Музей миграции в Москве

Одним из направлений, по которому сейчас работает ЦМИ стало продвижение идеи о создании в Москве музея миграции.
Сейчас этот проект находится в стадии формирования. Представляя его, мы публикуем статью, написанную при поддержке Российского совета по международным делам (РСМД -  http://russiancouncil.ru/)
Краткая версия этой статьи опубликована в журнале "Миграция 21 век" вот здесь - http://mirpal.org/files/files/migraciaXXI-11n-(2012).pdf

Полетаев Д.В.

Музей миграции в Москве. Новая форма адаптации российского общества к трудовой миграции в Россию

Развитие Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных российских городов,  начиная  с момента их зарождения, связано  с  миграцией. Урбанизация имела и имеет самые серьёзные последствия как для российских городов, так и для сельской местности, деревень России, откуда шёл миграционный поток в города. Формирование  Российской империии, СССР и Российской Федерации как государств, всегда сопровождалось мощными миграционными перемещениями.  Удивительно в этой связи то, что российские музеи до сих пор слабо артикулируют  различные  миграционные  феномены или вообще игнорируют их. Своеобразные исключения составляют лишь музеи, посвященные массовым недобровольным перемещениям населения в сталинский период СССР, но их экспозиции концентрируются скорее на жертвах таких перемещений, имеют мемориальный контекст, а феномен перемещения огромных масс населения и изменения как демографической структуры страны, так и социокультурного ландшафта всех её регионов остаются обычно за рамками внимания музейщиков.

Тем не менее, в последнее время в России проходит  всё больше самых разных культурных событий, связанных с миграцией. Так, в октябре 2011 г.  в Санкт-Петербурге прошла международная выставка видеоарта о миграционной культуре "Навстречу другому"(http://peterburg2.ru/events/70144.html), в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., летом и осенью проходила  выставка «Принудительный труд. Немцы, подневольные работники и война» (http://ausstellung-zwangsarbeit.de/ru/341/, http://migrocenter.livejournal.com/57864.html); в октябре в Государственной публичной исторической библиотеке России была организована  выставка «Из истории миграции населения в Советской России 20-х – 30-х годов ХХ века». (http://migrocenter.livejournal.com/55418.html и http://migrocenter.livejournal.com/56483.html) , а в День мигранта (6 декабря 2011 г.) в Сахаровском Центре была показана видеопрограмма Me-gration и прошёл круглый стол «Как работать с мигрантами? Этика и политика изображения» (http://www.sakharov-center.ru/calendar/calendar.php?id=1145; http://migrocenter.livejournal.com/60960.html ; http://migrocenter.livejournal.com/61446.html ).

Приводимые нами в пример выставки появились во многом благодаря всплеску миграционных исследований и массовому интересу СМИ к этим темам, начиная с 1990-х гг. Тем не менее, все рассмотренные выставки, более точно отражающие миграционный феномен, чем имеющиеся музейные экспозиции, были временными. Это, с одной стороны, позволяло экспериментировать и представлять миграцию в разных ракурсах, но  в итоге не изменило подходов к  освещению миграционной темы в постоянных экспозицях существующих музеев.

В России до сих пор нет Музея миграции, а сама тема миграции, которая в западных музеях становится почти обязательной, например, при устройстве экспозиций краеведческих музеев, в российских музеях, так или иначе касающихся этой темы (например, в Музее истории ГУЛАГа, «Доме на Набережной» - посвящённых принудительным миграцям в сталинское время),  отражена очень поверхностно.

Именно в последние 20 лет,  когда преград на пути миграции в Россию и из России становится всё меньше,хотя процесс этот очень сложен и неоднозначен, на наших глазах творится история современной миграции; и сохранить ее в памяти нашего и следующих поколений очень важно.

В 2012 году наметился разворот музейной политики по отношению к мигрантам: в Москве, по инициативе Департамента культуры Москвы и её руководителя Сергея Капкова [1] предполагается осуществить программу "Музеи для мигрантов". По мнению Сергея Капкова это поможет в адаптации иностранных рабочих в столице. Поэтому создание Музея миграции, видится  шагом в этом же направлении – действовать через сферу культуры на оздоровление общественной обстановки и создание условий для добрососедства.

Зарубежный опыт

Нельзя сказать, что во всех странах, кроме России, музеи миграции есть везде. Но их число в мире постоянно увеличивается. Причём появляются они именно в тех странах, куда едут иммигранты. Для справки приведём таблицу в которой перечислены  основные миграционные музеи в мире.


Collapse )
CMI

КЛАДБИЩЕ СОЦГОРОДОВ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СССР (1928 - 1932 гг.)

Рецензия на книгу "КЛАДБИЩЕ СОЦГОРОДОВ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СССР (1928 - 1932 гг.)  http://archvuz.ru/2011_4/21  «Архитектон: известия вузов» № 36 Декабрь 2011

Макарова Надежда Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск, Россия

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: МЕЕРОВИЧ М.Г., КОНЫШЕВА Е.В., ХМЕЛЬНИЦКИЙ Д.С. "КЛАДБИЩЕ СОЦГОРОДОВ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СССР (1928 - 1932 гг.)


Идея нового города, созданного на «новом пустом месте», была крайне популярна в Советском Союзе в межвоенные годы. Следуя ей, советские руководители заказывали архитекторам проекты городов будущего, так называемых социалистических городов. Такие города появились по всей стране, как в границах существующих городов, так и в новых индустриальных центрах. Следуя заветам основоположников марксизма, советская власть обещала населению огромной страны «светлое будущее», в котором предполагались новые условия и формы труда, быта и отдыха, жилища, занятий наукой и спортом. Однако соцгорода уже изначально создавались «приспособленными к задачам социального управления» [C. 10]. Декларируемые советской властью лозунги о светлом будущем так и не удалось реализовать до конца мирной передышки. «Маленький человек» под давлением массы спланированных государством механизмов контроля был вынужден прозябать в палатках, бараках, вагонах, полуподвальных помещениях, в лучшем случае в коммуналках и получать скудный продовольственный паек, но при этом «верить» в то, что если не он, то следующие поколения будут жить при коммунизме. Именно ради этой мечты «маленьким человеком» был совершен подвиг самоотречения и созидания. Несомненно, заслуживают внимания самые разннобразные аспекты исторического прошлого Советского Союза, среди которых крайне актуальными остаются вопросы градостроительной политики государства в годы первой пятилетки.


Collapse )