migrocenter (migrocenter) wrote,
migrocenter
migrocenter

"Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы." в Мультимедиа Арт Музее

Взято здесь - http://moscow-walks.livejournal.com/1384066.html
В 1930‑х — начале 1940‑х годов исследователи из токийского Института  освоения территорий, сотрудником которого являлся учёный-биохимик Ямадзоэ Сабуро, изучали опыт успешного выживания русских в новых для них маньчжурских условиях. Для японцев это было жизненно важно, так как они планировали массово переселять своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го. Уклад жизни романовцев изучался и затем описывался в специальных изданиях для колонистов. Можно только догадываться, насколько сильным  эмоциональным опытом стало для профессора Ямадзоэ общение с русскими старообрядцами, однако более 60 лет он хранил не только воспоминания, но и сделанные во  время экспедиции непрофессиональные, но очень выразительные фотографии села Романовка и его обитателей.
01.
Изображение 078

Ямадзоэ Сабуро бывал в Романовке неоднократно, проводил там довольно много  времени и стал свидетелем самых разных событий здешней повседневной жизни; судя по всему, он хорошо знал её жителей и они тоже привыкли к
нему — в фотографиях нет напряжённого позирования моделей. Взгляд учёного, который должен был в первую очередь изучать особенности рациона питания жителей Романовки, в свою очередь, не страдает документальной беспристрастностью и научной сухостью: запечатлённый им быт и портреты крестьян поэтичны, исполнены явной симпатии и неподдельного интереса к героям снимков.
02.
Изображение 073

03.
Изображение 085

Колонизаторские намерения и высокая техническая оснащённость исследователей сыграли положительную роль: японские учёные и фотографы (кроме Ямадзоэ Сабуро,  Романовку в те же годы неоднократно посещали и  профессиональные фотомастера) оставили единственный в мире фотодокумент традиционного уклада жизни староверов, которые всегда неохотно впускали в свою жизнь чужих — этому научила вся их предшествующая 300‑летняя история. Для
всех, кто занимается исследованием истории старообрядчества, это без преувеличения бесценный материал.
04.
Изображение 072

05.
Изображение 084

Впечатляющей была и дальнейшая судьба этих снимков: при содействии другого японского профессора, знаменитого слависта Накамура Ёсикадзу, переведшего на японский "Слово о полку Игореве", в середине 2000‑х годов фотографии
были переданы во Владивосток, в Приморский государственный объединённый музей имени В. К. Арсеньева. Сотрудники музея Вера Кобко и Нина Керчелаева в течение нескольких лет разыскивали изображённых на этих фотографиях людей в Хабаровском крае, в США и Австралии и сумели определить всех, кто там запечатлён, даже младенцев в люльках. В США
помощь им оказали Тамара и Ричард Моррисы, также занимающиеся исследованиями русского старообрядчества. Таким образом, исторический документ превратился в рассказ о судьбах конкретных людей, некоторые из которых живы и теперь.
06.
Изображение 071

07.
Изображение 083

В ходе этих экспедиций сотрудниками музея были записаны многочисленные воспоминания, воссоздающие картину жизни села, история которого прервалась в 1945‑м, когда после прихода в Маньчжурию советских войск бо́льшая часть глав семейств была арестована и отправлена в лагеря. Постепенно к середине 1950‑х Романовка, находившаяся в то время уже на территории Китайской Народной Республики, опустела — кто‑то последовал за арестованными отцами, мужьями и братьями в СССР, кто‑то оказался в Южной Америке, в Австралии, в США...
08.
Изображение 075

09.
Изображение 081

10.
Изображение 079

11.
Изображение 076

12.
Изображение 077

13.
Изображение 087

14.
Изображение 088

20 января был последний день выставки.
Tags: выставка, старообрядцы, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments